Как проводят мастер класс учителя

Подробности Просмотров: 9130

класс Одной из наиболее перспективных и как проводят мастер класс учителя интересных для учительской аудитории  форм распространения педагогического опыта является на сегодняшний день мастер-класс. Почему именно он? Дело в том, что мастер-класс как интерактивная форма обучения педагогов достаточно  широко распространена, востребована  и активно развивается. В частности, на областных и российских конкурсах «Учитель года»  в качестве обязательного конкурсного испытания 2 этапа с 1996 года всегда присутствует мастер-класс.

В этом году и федеральный конкурс лучших учителей ПНПО проходил впервые в 2 этапа, принципиально новым моментом в условиях проведения стало для участников, удачно прошедших во второй этап, проведение мастер-класса, демонстрирующего сущность собственного педагогического подхода и собственной методики.

Впервые в этом году было запланировано проведение мастер-классов в районном конкурсе «Учитель года».  В первом этапе 12 педагогов провели  открытые уроки и их самоанализ. По результатам этих испытаний были определены 4 финалиста, которые во 2 этапе конкурса проводили  для широкой аудитории свои мастер-классы. Финалисты конкурса выступили для первого раза,  по общему мнению,  весьма удачно, мастер классы у всех конкурсантов получились разными, но от этого смотреть их было не менее интересно. И поскольку дело это для нашего района оказалось достаточно новым, обсуждение и оценивание этого конкурсного испытания было  активным не только среди членов Главного жюри, но и среди присутствовавших в зале зрителей. В высказываемых оценочных суждениях проявлялись разные представления о том, какое содержание вкладывается в понятие мастер-класс и каким вообще он должен быть. Признав, что данное мероприятие явилось достаточно полезным по многим позициям, ИМЦ решил продолжить проведение такой формы обмена педагогическим опытом, и для вовлечения большего количества педагогов, запланировал в этом учебном году проведение районного методического фестиваля мастер-классов.

Цель данной публикации  – ответить на вопрос, что такое мастер-класс, каковы требования к его подготовке и представлению, каковы критерии его эффективности.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». Приведем некоторые из них, отражающие ключевые свойства этого понятия:

1. Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

2. Мастер–классэто особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

3. Мастер–классэто одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

4.Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

5. Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

6. Мастер–класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Если обобщить эти определения то можно сказать, что мастер-класс -  это интерактивная форма обмена передовым педагогическим опытом, которая интегрирует  в себе одновременно и  тренинг участников и конференцию.

По данным определениям можно вычленить необходимые составляющие для проведения успешного мастер-класса – это:

  1. 1. Наличие оригинального метода или авторской методики, представляющей интерес для широкой аудитории.
  2. 2. Умение продемонстрировать ведущую идею представляемого опыта путем организации и вовлечения слушателей в активную и разнообразную деятельность.
  3. 3. Личность автора мастер-класса должна проявить себя как творческая, современная, интересная, свободная, увлеченная и увлекающая.

 

Какие  важнейшие особенности характерны для мастер-класса?

Это прежде всего:

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса;

6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

7. представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу;

8. учитывать, что процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. форма взаимодействия на мастер-классе - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Самое главное, что необходимо соблюдать Мастеру  в технологии проведения мастер-класса  – не сообщать и осваивать  информацию, а передавать продуктивные способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно сложно технологически, поэтому остановимся на требованиях к  организации и проведению мастер-класса.

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: они сами должны и могут осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого участника по предлагаемой проблеме, что позволяет ему расширить свои представления знаниями других участников.

В технологии проведения мастер-класса можно использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса может состоять из следующих компонентов:

1. выделение проблемы – панель

2. объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом

3.  представление группами результатов работы

4.  обсуждение и корректировка результатов работы.

 

1. Панель – это этап актуализации знаний по проблеме мастер-класса. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.

2. Для поиска и нахождения решения проблемы участники в группах выполняют  работу с предложенными Мастером материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем идет «реконструкция» - создание из получившегося хаоса  «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. по сути «  изобретение своего велосипеда».

3. Следующий этап - подготовка и представление группой участникам результатов своей работы.

4. После представления результатов идет их обсуждение, затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с учетом вариантов, предложенных  коллегами.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами которые  может использовать Мастер на этапах его проведения, являются

  • индукция,
  • самоконструкция,
  • социоконструкция,
  • социализация,
  • афиширование,
  • разрыв,
  • творческое конструирование знания;
  • рефлексия.

Индукция – проблемная ситуация, создаваемая Мастером в начале мастер-класса, мотивирующая участников мастер-класса на творческую деятельность. Что можно использовать в качестве начала? Что-то интересное, неожиданное, интригующее: например, обращение к ассоциативному и образному мышлению, ряду, задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторического сюжета и т.д.…

Главное, чтоб это была ситуация неожиданности для участников, загадочность, и  в ней должно присутствовать обязательное личностное начало Мастера.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа. Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников.  Мастер разбивает задание на ряд задач, раздает их для решения группам.  Группы должны придумать способ их решения. При этом они свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска.  Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию. Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания  каждого педагога.

Афиширование представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.).

Разрыв. Красивый мастер-класс получается, если в нем срежиссирована кульминация (наивысшая точка) творческой мастерской педагога (для ее обозначения применяется термин «разрыв»)

Ближе всего отражают смысл  понятия разрыв слова «озарение», «понимание». Понимание может быть  различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв ощущается как озарение, дает возможность увидеть и осознать известное и традиционное  по-новому.

Этот  процесс сродни процессу в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Рефлексия последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера.

Позиция Мастера это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, в которой  они могли проявить себя как творцы.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Какие практические рекомендации следует учесть учителям при  проектировании мастер-класса?

При проектировании мастер-класса учитель должен:

  1. Определить ведущую  педагогическую идею, которую будет демонстрировать на мастер-классе. С этой темой и должно быть связано название мастер-класса.
  2. Определить  цели и задачи, связанные с темой мастер-класса, достижение которых  планирует учитель.
  3. Для начала мастер-класса придумать проблему, вопрос, парадокс, которые ввели бы «учащихся» и всю аудиторию в тему занятия и представляли для них интерес.
  4. Подобрать технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.
  5. Придумать неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые помогут раскрыть ведущую педагогическую идею.
  6. Включить фантазию, придумать интересный замысел мастер-класса.
  7. Составить подробный план занятия.
  8. Продумать расстановку мебели и используемые средства обучения на сцене

Поскольку мастер-класс – это творческая форма передачи собственного опыта, зачастую его зрелищность  определяется не столько  интересным замыслом, сколько творческим исполнением. Какие рекомендации по проведению можно дать с учетом этого момента?

  1. Говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно).
  2. Обратить внимание на манеру поведения на сцене: она должна быть сдержанной, но в тоже время достаточно свободной и непринужденной.
  3. Не превращать мастер-класс в лекцию, и в тоже время не превращать только в игру.
  4. Использовать разнообразные формы работы.
  5. В содержании должна проявляться специфика предмета (иногда к концу урока зрителям не понятен предмет преподавания).
  6. Другая крайность в содержании тоже неприемлема, т.к. это урок не для профессионалов узкого направления, а для широкой аудитории. Задача мастера  — прояснить не предметное, сложное, а затронуть общечеловеческие ценности, проблемы, которые волнуют всех.
  7. Использовать новые информационные технологии, только если они органично вписываются в идею урока.
  8. Здоровье сбережение должно стать не надуманным, а органичным элементом урока.
  9. Не добиваться от аудитории  долго того ответа, который  нужен. А если получили его раньше — не продолжать двигаться в эту сторону.
  10. Стараться показывать на мастер-классе не только себя, но и учеников.
  11. Не бояться задавать трудные вопросы.

 

Наиболее полный набор критериев, которые могут использоваться для  оценки эффективности проведенного мастер-класса, это -

1. Презентативность. - Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культуру презентации, популярность в педагогике, методике и практике образования.

2. Эксклюзивность. - Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

3. Прогрессивность. - Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета.

4. Мотивированность. - Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

5. Оптимальность. - Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

6. Эффективность. - Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

7. Технологичность. - Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

8. Артистичность. - Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

9. Общая культура. - Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

 

Используемая литература:

  1. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Составитель А.В. Машуков. – Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,  2007. – 13 с.
  2. А.В.Заруба. ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС?.- http://www.teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av

Закрыть ... [X]

Методические рекомендации по подготовке мастер-классов Вязание спицами пинетки схемы описание для детей

Как проводят мастер класс учителя Рекомендации по организации и проведению мастер-класса
Как проводят мастер класс учителя Технология проведения мастер-класса. Материалы для
Как проводят мастер класс учителя Методические рекомендации. Мастер-класс как форма
Как проводят мастер класс учителя DIY: ЮБКА -СОЛНЦЕ СО СБОРКАМИ НА ОСЕНЬ (В ШКОЛУ )
Как проводят мастер класс учителя «Растаможка б/у авто пошаговая инструкция
Как проводят мастер класс учителя Выкройка бюстгальтера от Анастасии Корфиати
Как проводят мастер класс учителя Вышивание крестиком - схемы вышивки для начинающих, картинки
Вяжем кардиган спицами для женщины. Схемы с описанием, видео Вязаная собачка амигуруми. Схема вязания Вязание для начинающих Видеоуроки и другое ВКонтакте Жесткий садомало мужика бьют по яйцам Как можно сделать вечный огонь - поделку своими руками? Как нарисовать щенка? Норматив на связанных с банком лиц - Н25 с - Банковский